Задания 2 тура

Предлагаем Выполнить задания 2 тура!

Внимательно прочитайте все задания.
Не обязательно пытаться сказать хоть что-нибудь по каждому вопросу – лучше как можно более обстоятельно выполнить одно задание или ответить только на понятные и посильные вопросы в каждом задании.
Оценивается полнота ответа на вопрос, умение оперировать литературоведческими терминами, проводить исторический комментарий; навыки написания сочинения на заданную тему, творческие способности участников конкурса.
Задание 1
Перед вами отрывок из романа Юрия Давыдова о датской принцессе Дагмар, позже – императрице Марии Федоровне, жене Александра III и матери Николая II, «Такой вам предел положен». В отрывке рассказывается, как взбунтовались оголодавшие воспитанники Сиротского института, над которым шефствовала Мария Федоровна.
«С недавних пор в зубах навязло: мол, русский бунт…
Бессмысленный? Поди-ка осмысли, коль в брюхе-то Угрюм-Бурчеев. Беспощадный? Бывает ли «щадящий», сомневаюсь. Нет, формулой, пусть энергично-складной, ты, как аршином общим, не измеришь русский бунт. Да ведь и то сказать, Бакунин, да-да, Мишель, он из тверских, Бакунин полагал, что бунт не что иное, как потребность. И совершенно, знаете ли, естественная…
Мы сообщали, цесаревна заботилась о пищеблоке. Но и царям не совладать, коли царит стихия. Вы понимаете какая. Да-с, крадут. Пищеблок скудел. Вы помните: «Мясо было с душком» - и вот вам броненосец «Князь Потемкин-Таврический». Хоть и с душком, но было, было. А тут, в Сиротском, оно иссякло. Бунт назрел. Вы спросите: ужели упреждающих сигналов не послышалось? Увы, увы. И оттого как раз, что не внедрился в практику теоретический совет поэта и прозаика. А именно: по части быстрых разумом осведомителей из наилучших учеников. К тому прибавьте: воспитатели, харчась отдельно, оказались страшно далеки от воспитуемых.»
1. Напишите примечания и комментарии. Определите, какие цитаты из произведений русской литературы или отсылки к ним здесь встречаются. К каким фактам нужен исторический комментарий? Какие еще слова стоит пояснить?
2. Как вы думаете, когда примерно написан роман? Докажите вашу мысль.
3. Попробуйте определить особенности стиля. Какое впечатление произвел на вас отрывок?

Задание 2
Ниже приведено в русском переводе стихотворение средневекового восточного поэта.
Ушла любимая моя, ушла, не известила нас,
Ушла из города в тот час, когда заря
творит намаз.
Нет, либо счастие мое пренебрегло
стезей любви,
Либо красавица не шла дорогой правды
в этот раз.
Я поражен! Зачем она с моим соперником
дружна!
Стеклярус на груди осла никто ж не примет
за алмаз!
Я буду вечно ждать ее, как белый тополь ветерка.
Я буду оплывать свечой, покуда пламень
не погас.
Но нет! Рыданьями, увы, я не склоню ее к любви:
Ведь капли камня не пробьют, слезами
жалобно струясь.
Кто поглядел в лицо ее, как бы лобзал глаза мои:
В очах моих отражено созвездие любимых глаз.
И вот безмолвствует теперь Хафиза стертое перо:
Не выдаст тайны никому его газели скорбный
глас.
(Перевод И. Сельвинского)
1. Кто его автор, и в каком жанре оно написано?
2. Что вы знаете об этом авторе и других поэтах Востока? Как отразилась поэзия Востока в произведениях русских и европейских поэтов? (Если можете, приведите примеры).
3. Каковы особенности жанра, в котором написано это стихотворение? Сочините свое «восточное» стихотворение в этом жанре.


Желаем удачи!
Не забудьте, что главное в любом конкурсе – поиск + творческий подход к найденному материалу! Этот подход и обеспечит вам успех!